Посты на форуме

Эльдар Велиханов
активный участник
24 янв. 2019 г.
In Любимые стихотворения
Стихотворение Леонида Аронзона, перекликающееся, на мой взгляд с "Горной колыбельной" Ольги Седаковой ... Каждый легок и мал, кто взошел на вершину холма, Как и легок и мал он, венчая вершину лесного холма, Чей там взмах, чья душа или это молитва сама? Нас в детей обращает вершина лесного холма! Листья дальних деревьев, как мелкая рыба в сетях, И вершину холма украшает нагое дитя! Если это дитя, кто вознес его так высоко? Детской кровью испачканы стебли песчаных осок, Собирая цветы, называй их: вот мальва, вот мак! Это память о рае венчает вершину холма! Не младенец, не ангел венчает вершину холма, То не кровь на осоке, а в травах разросшийся мак! Кто бы ни был, дитя или ангел, холмов этих пленник, Нас вершина холма заставляет упасть на колени, На вершине холма опускаешься вдруг на колени! Не дитя там - душа, заключенная в детскую плоть, Не младенец, но знак, знак о том, что здесь рядом Господь. Листья дальних деревьев, как мелкая рыба в сетях, Посмотри на вершины : на каждой играет дитя! Собирая цветы, называй их : вот мальва, вот мак! Это память о Боге венчает вершину холма! 1966. Определяя место человека в бесконечном разнообразии мироздания как бесконечно малую величину, можно, как ни пародоксально, выйти к пониманию и признанию значимости человека в этом мире в качестве той его составляющей, где происходит формирование смысла, отражение материального мира в нематериальной форме. Каждое соприкосновение с этим произведением Л.Аронзона воспринимается как соприкосновение с совершенством , с абсолютной гармонией духа, слова и звучания. Каждый раз - это неизбежное волнение, понимание того, что присутствуешь при чем-то значимом.
0
1
51
Эльдар Велиханов
активный участник
18 июн. 2018 г.
In Любимые стихотворения
Где воздух "розоват от черепицы", где львы крылаты, между тем как птицы предпочитают по брусчатке пьяццы как немцы иль японцы выступать, где кошки могут плавать, стеньги плакать, где солнце золота с утра наляпать успев и окунув в лагуну локоть луча, решает, что пора купать, - ты там застрял, остался, растворился, перед кофейней в кресле развалился и затянулся, замер, раздвоился, уплыл колечком дыма, и - вообще поди поймай, когда ты там повсюду - то звонко тронешь чайную посуду церквей, то ветром пробежишь по саду, невозвращенец, человек в плаще, зека в побеге, выход в Зазеркалье нашел - пускай хватаются за колья, - исчез на перекрестке параллелей, не оставляя на воде следа, там обернулся ты буксиром утлым, туч перламутром над каналом мутным, кофейным запахом воскресным утром, где воскресенье завтра и всегда. Первая строка стихотворения, как камертон, настраивает читателя на понимание того с какой щедростью автор готов делиться с ним своим восприятием красоты и непреходящей ценности этого мира; последние четыре строчки - еще об одном великом таинстве жизни - о возможности гармонического слияния с нею. Стихотворение можно перечитывать сколько угодно, черпая из него радость, музыку, пейзажность, чуткую к нюансам речь и еще многое другое... Но это еще и "зарисовка" противоречивой и суровой эпохи господства советской идеологии, как ее понимала не слишком обремененная просвещенностью советская же бюрократия. И еще - это светлая, смешанная с горечью печаль тех, кто прошел через эти испытания. Впрочем, тема эта чрезвычайно сложная и требующая терпеливого и объективного анализа. Только подобная титаническая работа может, при удачном исходе, дать шанс на исцеление. Не оставляет мысль, что деструкция уходит своими корнями гораздо глубже, задолго до выхода на общественную арену "ленинцев - сталинцев", и львиная доля ответственности лежит все же на творческой интеллигенции, а попросту говоря, на пишущей братии.
1
0
22
Эльдар Велиханов
активный участник
22 мар. 2018 г.
In Любимые стихотворения
Вот небольшое стихотворение Владимира Набокова, поражающее неожиданностью образов, их глубиной и интеллектуальной насыщенностью. На мой взгляд, это один из признаков поэтического гения - когда в сплаве с художественностью мировосприятия гармонично присутствует работа ума. Чрезвычайно интересная, бесценная для читателя возможность наблюдения за выстраиванием целостного, логически последовательного мироощущения и исполнения его центральной задачи - определения своего местоположения в мире. Разбились облака. Алмазы дождевые ... Разбились облака. Алмазы дождевые сверкая, капают то тише, то быстрей с благоухающих, взволнованных ветвей. Так Богу на ладонь дни катятся людские, так отрывается дыханьем бытия и звучно падает в пределы неземные песнь каждая моя ... 23 августа 1919 г.
0
3
34
Эльдар Велиханов
активный участник
02 мар. 2018 г.
In Любимые стихотворения
Готовясь к размещению этого стихотворения, вновь погрузившись в его невыразимую простыми и повествующими словами атмосферу, я пришел к выводу, что подходящих для этого слов, скорее всего, и не существует. Тем самым это мое действие оказалось надолго отсроченным. И все же ... Удивительная полифония образов, их глубокая духовная и культурная связь с русской поэзией и ее традицией познания мира и познания себя как малой частицы этого мира, вмещающей в себе весь этот мир и поэтому жизненно необходимой для его существования, всякий раз властно и надолго втягивает читателя в свою орбиту, звучит безошибочным камертоном во мне и, как мне кажется, и во вне меня. Ольга Седакова Горная колыбельная Вике Валериани В ореховых зарослях много пустых колыбелей. Умершие стали детьми и хотят, чтобы с ними сидели, чтоб их укачали, и страх отогнали, и песню допели : - О сердце мое, тебе равных не будет, усни. И ночь надо мной, и так надо мною скучает, что падает ключ, и деревья ему отвечают, и выше растут и, встречаясь с другими ключами ... - О сердце мое, тебе равных не будет, усни. Там старый старик, и он вас поминает: в поклоне, как будто его поднимают на узкой ладони. Он знает, что Бог его слышит, но хлеба не тронет, и он поднимает ладони и просит: возьми! - усни мое сердце: все камни, и травы, и руки, их, видно, вдова начала и упала на землю разлуки, и плач продолжался как ключ, и ответные звуки орешник с земли поднимали и стали одни ... О, жить - это больно. Но мы поднялись и глядели в орешник у дома, где столько пустых колыбелей. Другие не смели, но мы до конца дотерпели - О сердце мое, тебе равных не будет, усни. И вот я стою, и деревья на мне как рубаха. Я в окна гляжу и держу на ладонях без страха легчайшую горсть никому не обидного праха. О сердце мое, тебе равных не будет, усни.
0
1
32

Эльдар Велиханов

активный участник
+4
Другие действия